Мацерация

Способ настаивания нелетучими растворителями, в качестве которых используют специально подготовленные животные и растительные жиры. Из животных жиров используют говяжий и свиной или их сплав («корпус») в расплавленном виде. Из растительных масел оливковое (прованское), миндальное, косточковое, реже — труднолетучие органические соединения, такие как бензилбензоат.

Цветки для мацерации тщательно сортируют и в мешках из неплотной ткани помещают в растворитель, залитый в мацерационные котлы. Настаивание цветков осуществляется при температуре не выше 70 °С в течение 48 ч. Смену цветков повторяют до 25 раз, затем полученный раствор сливают, фильтруют, сушат сульфатом натрия и снова фильтруют.

При мацерации животными жирами получают цветочные помады, которые чаще всего перерабатывают аналогично конкретам.

При мацерации жидкими растительными маслами получают продукт, называемый античным или благовонным маслом. Если мацерации подвергаются несколько видов эфироносов (до 10), то такой продукт часто называют «бальзамом». Цветочные экстракты выпускают под номерами. Номер экстракта соответствует массе цветков в килограммах, израсходованной на 10 л экстракта.

«...Стояла пора нарциссов. Цветки доставлялись в ателье рано утром, их высыпали из корзин десятками тысяч, сгребали в огромные, но легкие, как перья, душистые груды. Тем временем Дрюо распускал в большом котле свиное и говяжье сало; это сметанообразное варево, которое Гренуй должен был непрерывно помешивать длинной, как метла, шумовкой, Дрюо швырял лопатами свежие цветки.

Как смертельно испуганные глаза, они всего секунду лежали на поверхности и моментально бледнели, когда шумовка их охватывала и погружала в горячий жир. И почти в тот же миг они уже размякали и увядали, и очевидно смерть их наступила так быстро, что не оставалось никакого другого выбора, кроме как передать свой последний благоуханный вздох как раз той среде, в которой они тонули, ибо — Гренуй понял это, к своему неописуемому восхищению, — чем больше цветов он перемешивал в своем котле, тем сильнее благоухал жир, и ведь не мертвые цветки продолжали источать аромат, а жир, нет, это был сам жир присвоивший себе аромат цветов.

Между тем, варево густело и им приходилось выливать его на большое решето, чтобы освободить от влажных трупов и продолжали засыпать, мешать и фильтровать весь день без перерыва, потому что процесс не допускал замедления, так что к вечеру вся груда цветов пропускалась через котел с жиром. Отходы — чтобы ничего не пропадало — заливались кипящей водой и до последней капли выжимались на шпиндельном прессе, что к тому же давало еще и нежно пахнущее масло. Но основа аромата, душа целого моря цветов, оставалась в котле, запертая и охраняемая в невзрачном, теперь медленно застывавшем жиру.

На следующий день мацерация, так называлась эта процедура, продолжалась, котел снова подогревали, жир распускали и загружали новыми цветами. Так оно шло несколько дней с утра до вечера. Работа была напряженной... Через некоторое время Дрюо решал, что жир стал насыщенным и не сможет больше абсорбировать аромат. Они чистили котел, последний раз процеживали сквозь решето тяжелое варево и наполняли им каменный тигель, где оно тут же застывало в великолепную благоухающую помаду».

Читайте статьи по теме:
Маски из лепестков розы и лекарственных трав для жирной кожи
Некоторые рецепты и способы применения лечебных средств из укропа и фенхеля
Образование и накопление эфирных масел в растениях